Патриотическое воспитание на уроках окружающего мира

Из опыта работы.

его к истинному и прекрасному. Проблемы воспитания личности сложны, многогранны и требуют комплексного подхода.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования программа духовно-

нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

патриотические чувства гражданина России; гражданская

идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное

нравственное самосовершенствование.

Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграция

урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

предмета).

является его интегративный характер.

позволяет при изучении младшим школьникам:

— устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни,

— понимать взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»,

— осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно – этических установок,

— получать начальные навыки экологической культуры,

— подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни.

в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся:

— экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания;

— нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества;

— исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось

этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

позволяет достичь

обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно — научного и обществоведческого образования младших школьников.

представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля

и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять

учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности,

понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм

нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание

ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

обучения нацелены на решение, прежде

всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний

о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения

окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и

преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника,

формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе

естественно – научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую

деятельность младшего школьника и обеспечить формирование

содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения

учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически

целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий

представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

жизни в природной и социальной среде.

«Человек – защитник своего Отечества», «Гражданин и государство» (4 класс).

В программе начальной школы содержится немало тем, ориентированных на патриотическое воспитание детей.

воспитательную задачу:

формировать у обучающихся чувство уважения к славянским народам, осознание общности их исторических судеб;

ормировать положительное отношение к единству страны;

оспитывать уважение к защитникам Отечества;

оказать выдающуюся роль Москвы как столицы России;

истории нижегородского ополчения;

воспитывать чувство единения и общности с братскими народами Поволжья, принявшими участие в нижегородском ополчении;

воспитывать патриотизм;

формировать уважение к российской армии, защитникам Отечества.

Работа с заданиями должна сопровождаться ярким, эмоциональным рассказом учителя, просмотром видеоматериалов, обсуждением проблемных вопросов, ситуационными играми, театрализованными сценками, экскурсиями, практическими работами и т. п.

, что положительно влияет на развитие познавательного интереса к предмету и к обучению в целом.

Предложенную презентацию «Человек – защитник своей Родины» можно использовать как на отдельных уроках во время изучения этой темы, так и на уроке обобщения или закрепления знаний.

Например:

Тема: Ледовое побоище

 

 Задачи:

 

1. Познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;

2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

 

 

Ход урока

 

(слайд 1).

 

Назовите тему четверти.

(Человек – защитник своего Отечества).

 

Зачем мы изучаем эту тему?

 

Вспомните, о каком историческом времени мы говорили на прошлом уроке?

 

2. Проверка домашнего задания.

 

Какие несчастья обрушились на русскую землю?

(На юге страны хозяйничали монголо-татары, а с северо-запада наступали шведы. Показ по карте.)

 

Какие цели преследовали шведы?

(Захват территорий, чужих богатств)

 

Почему именно это время выбрали они для наступления?

(Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

 

(слайд 3)

(Александр Ярославович)

 

Что вы о нём можете сказать?

(На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным)

 

Прочитайте слова, которые сказал князь Александр.

 

Где и при каких обстоятельствах они были сказаны?

 

Как вы их понимаете?

 

– карту (слайд 4).

(Индивидуальный ответ у доски)

 

В чём вы видите основные причины победы русских в Невской битве?

 

(слайды 5 – 6).

 

Проверим ваши знания с помощью теста.

 

Самопроверка. Самооценка.

 

(слайд 7).

 

А сейчас мы отправляемся в Великий Новгород 1242 года.

 

Сколько лет прошло после Невской битвы?

 

Какая новая беда пришла на русскую землю?

 

Зачем пришли немецкие крестоносцы?

(Цели: захват территорий, захват богатых новгородских земель) Одна из целей религиозная: искоренение православия, насаждение своей религии.

 

К чему призывал новгородцев Александр Невский?

Собрав достаточно сил, Александр Невский решает дать главное сражение 5 апреля на льду Чудского озера.

 

Как вы думаете, почему?

 

(слайды 8 – 15).

 

Сейчас вы просмотрите анимацию «Ледовое побоище», чтобы ответить на следующие вопросы:

 

Как построили свои войска крестоносцы? Почему?

 

Как построил свои войска Александр Невский? Почему?

 

Как проходила битва и чем закончилась.

 

ах.

карты.

 

Почему битва вошла в историю под названием Ледовое побоище?

Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике с. 134.

 

Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище?

 

7. Физминутка

 

8. Закрепление изученного: работа в группах.

 

А сейчас мы будем работать в группах:

 

.

 

.

  

9. Проверка.

 

10. Итог урока.

 

Что дал вам сегодняшний урок?

 

Какова его главная мысль?

(Защита Родины – святая обязанность каждого гражданина)

 

Оценки за урок…

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *