Темы эссе. Философия

Эссе по философии

 

обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.

этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

1)Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

2) Найти в литературе или сформулировать самому иные, в том числе — альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств массовой информации, конспекты лекций, дискуссии на семинарских занятиях и т.п.;

4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

Структура эссе-размышления

Тем не менее, в содержательном плане в тексте должны быть введение, основная часть и заключение.

Эссе начинается с изложения того, как студент сам понимает сущность поставленной в работе проблемы и с обоснования выбора именно этой темы, то есть с ответов на вопросы «о чем?» и «почему?» (Это, по сути, и есть «введение»). Если эссе небольшое (3 – 5 стр.), то и вводная часть может быть в пределах 0.5 стр., при объеме эссе до 8 — 10 стр. текста, введение может достигать 1 стр.

Основную часть эссе должен составлять самостоятельно написанный текст, выражающий личное мнение, субъективную позицию студента – автора эссе.

Заключительная часть работы (по объему практически совпадает с введением) должна содержать обобщения и аргументированные выводы по теме эссе, причем здесь допустимы повторы идей и положений, высказанных в основной части. Главное назначение этого раздела – дать понять преподавателю (или любому другому читателю этого эссе), к каким выводам и почему в итоге пришел студент.

критерии оценки эссе

Независимо от типа эссе (рецензия или размышление над проблемой) оно оформляется и оценивается по единым требованиям.

Выравнивание текста производится по ширине страницы. Нумерация страниц проставляется в правом нижнем углу. Титульный лист эссе оформляется в соответствии с установленным стандартом (см.: «Приложение»).

За работу по написанию эссе студент может получить, в зависимости от ее качества, от 1 до 6 баллов.

Основными критериями оценки эссе являются:

Знание и понимание студентом учебного теоретического материала по дисциплине «Философия»

— правильное использование основных философских категорий, необходимых для раскрытия данной темы;

— привлечение философских концепций, непосредственно относящихся к рассматриваемой проблеме.

2. Умение студента анализировать и критически оценивать информацию

— умение сравнивать различные позиции;

— умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;

— способность дать личную оценку проблеме.

3. Качество изложения материала

— ясность, четкость, логичность изложения;

— грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;

— привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом.

4. Качество оформления работы

— соответствие работы стандартным требованиям оформления текста, указанных в разделе «Правила оформления эссе»;

— соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ

(по разделам учебного курса)

 

I. Философия и мировоззрение.

Роль философии в жизни человека и общества.

Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?

Что меня привлекает в философском материализме?

«Сильные» и «слабые» стороны идеалистического миропонимания.

«Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.

Способствует ли философия развитию науки?

Диалектика в повседневной жизни человека.

Польза и вред метафизического мышления.

Зависит ли счастье человека от его мировоззрения?

Зависит ли успех от мировоззрения человека?

Способствует ли философия развитию науки?

2. Исторические типы философии

2.1 Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения

«Сильные» и «слабые» стороны буддизма.

Что современный человек может найти в восточной мудрости?

Как я понимаю даосский принцип «не-деяния».

Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее?

Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»?

Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»?

Сократ и софисты: всегда ли «в споре рождается истина»?

Смерть Сократа: подвиг или «грех гордыни» (Кьеркегор)?

«Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать?

Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве.

В чем проявляется гуманизм эпикуреизма.

Этика стоицизма и современность.

: за и против.

Учение Августина о прогрессе: прав ли средневековый мыслитель?

Фома Аквинский о «гармонии веры и разума»: «работает» ли этот принцип в современном мире?

Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора?

– утопия или антиутопия?

Теизм и современная картина мира.

Пантеизм и современная картина мира.

Мировоззрение средневекового и ренессансного человека.

2.2 Философия Нового времени

— научно-техническая утопия или научная фантастика?

?

?

?

Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» — так ли это?

Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».

Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта.

Подходит ли современному человеку нравственная концепция

Канта?

и современность: существует ли Мировой Разум?

: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».

2.3 Современная западноевропейская философия

Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»?

Марксизм и современность

о жизни как «маятнике» между страданием и скукой.

Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма

А.Шопенгауэра

Фридрих Ницше как теоретик философского нигилизма

Концепция «Сверхчеловека» и современность

П.Сартра

.

А.Камю

Сущность человека в философии психоанализа

Идея научной философии в позитивизме

2.4 Русская философия

Существует ли самобытная русская философия?

Кто прав в споре славянофилов и западников

В.С.Соловьева

Ф.Достоевского

Л.Н.Толстого

Идея «сопротивления злу силой» Ивана Ильина

Н.Бердяева

человека» в русской философии

3. Онтология

Разрешима ли проблема сущности бытия?

Доказывает ли современная физика материализм?

Какая онтология совместима с современной наукой?

Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?

веке.

Понятие «время» в философии и в современной науке.

Происхождение Вселенной как философская и научная проблема

Происхождение жизни как философская и научная проблема

Развивается ли мир?

Все ли имеет свою причину?

Существует ли случайность?

Существует ли «небытие»?

«Сущность является, явление существенно» (Гегель)

«Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)

Специфика синергетической картины мира

4. Проблема сознания

Идеальное и материальное.

Роль бессознательного в жизни человека

Интеллект, воля и чувства.

Как я понимаю «самосознание»

Интеллект человека и животных

Сознание и знание

«Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?

Может ли машина мыслить?

Что я думаю о возникновении сознания

Материальна ли мысль?

5. Гносеология и эпистемология

Что можно возразить агностикам?

Истина и ложь в науке и в жизни человека

Зачем человеку знания?

Есть ль польза от ошибок и заблуждений?

Что важнее: чувства или разум?

Существуют ли вечные истины?

Знание и вера

Роль интуиции в познании

формы познания

Наука и искусство

Наука и религия в прошлом и настоящем

Роль науки в нашей жизни

Этика ученого

Идеалы науки

6. Философская антропология

Проблема смысла жизни

Проблема сущности человека

Идеалы и ценности современного человека

Смысл любви

Свобода и ответственность

Что есть счастье?

Человек и культура

Творческое начало в человеке

человека

Судьба и свобода

Образование и смысл жизни

7. Социальная философия и философия истории

Идеалы развития современного общества

Идеалы современной молодежи

«Плюсы и минусы» технического прогресса.

Прогресс и регресс в общественном развитии

Существует ли нравственный прогресс?

Роль искусства в развитии общества

Роль искусства в развитии человека

Место религии в социальных процессах

Почему возникло искусство?

Существует ли смысл в истории человечества?

Как я понимаю термин «историческое сознание»

Как я понимаю термины «экологическое сознание» и «экологическое мышление»

Какую роль в истории играет отдельная личность

Роль социальных идеалов в развитии общества

Разрешимы ли глобальные проблемы?

Список тем для эссе — размышлений

(Свободный выбор)

 

1. Один из главных триумфов новейшей математики, по мысли Рассела, заключается в открытии, в чем действительно состоит математика. – А в чем состоит философия?

2. «Философия – это состояние, которое возникает в процессе разговора о том, что есть философия». – Как Вы можете развернуть эту мысль?

3. Был ли И.С. Бах несостоявшимся Л. Ван Бетховеном, а Афины несостоявшимся Римом, а Платон – недоразвитым Аристотелем? – Возможен ли прогресс в философии?

4. «Философия – это некоторое состояние путаницы, в которой мы умны», — говорили древние. – Поясните эту мысль!

близкое и истинное мы носим в себе, хотя и не увидели, и не поймали как блоху. Философия – это то, что мы носим в себе. – Как Вы это поясните?

6. «Философия всегда несвоевременна». – Какое основание имел М. Хайдеггер так сказать?

7. «Философия – это усложнение жизни в поисках простоты». — Вы согласны с этим? Аргументируйте свою позицию.

8. Что значит «смотреть разумом»?

9. Незнание – предмет философии: философия как профессиональное незнание. – Покажите, что это так.

» — Каково Ваше понимание сказанного?

11. Литература, искусство, мифотворчество как зазеркалье, «светотень» философии. – Поясните Ваше понимание этого положения.

12. «Движения нет, — сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. – Является ли «хождение» философским аргументом?

13. «Справедливость есть число, помноженное на себя». – Что сказал Пифагор?

человека воспитать нельзя» — Почему?

?

16. «Жизнь Сократа как философская проблема» — Продемонстрируйте Ваше понимание данного тезиса.

17. Чем отличается мудрый человек от немудрого, если оба они, как утверждал Сократ, не знают ничего основательного?

!»?

19. На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, Платон ответил: «Потому, что одни знают, что им нужно, а другие не знают». – Кто «знает», что нужно?

, Платон попросил друга выпороть раба, объяснив, что он бы и сам это сделал, если бы не был в гневе. – В чем Вы видите мудрость этой притчи?

21. «Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди», — Что советовал Сенека?

читать меня». – Что советовал Ницше?

23. «Интеллигент – это тот, кто имеет совесть и вкус». – Как это понимать?

24. Античный афоризм: «Искусство — в умении скрыть искусство». – Что это значит?

25. М. Хайдеггер: «Мысль – это всегда одиночество». – Почему?

26. Гораций: «Очень трудно хвалить того, кто столь заслуживает похвалы». – Почему?

постоянно каждый раз рождаться заново» — Разверните эту мысль.

28. «Плохие люди, — по мысли философа, — выигрывают, когда их лучше узнают, а хорошие теряют». – Почему?

29. Что значит «быть жадным в своем бескорыстии»?

30. Почему, по утверждению мудрецов, опаснее всего те люди, которые не совсем лишены ума?

31. Может ли стремление к свободе привести к новому рабству?

32. «Мысль не выражается, а совершается в слове». – Что сказал Л. Выготский?

33. «Где надежда, там боязнь: боязнь полна надежды, а надежда полна боязни». – Докажите справедливость этого утверждения.

34. Почему самые большие глупости люди совершают обдуманно?

35. Что такое честь, достоинство?

36. «Хочешь быть счастливым, научись страдать». – В чем Вы видите справедливость этого высказывания?

37. «Здесь и сейчас» — главная заповедь морального постулата. Завтра быть доброжелательным не имеет значения, как «нельзя уснуть на вчерашней добродетели». Вчерашняя добродетель ничего не значит. Человеческие вещи или человеческие институты отличаются тем свойством, что они сами по себе не существуют – они все время, непрерывно рождаются. – Как Вы это понимаете?

38. Петрарка: «Тот, кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем». – Что может быть объяснением этой точки зрения?

39. «Порок – лучшее украшение добродетели». – Что сказал В. Ключевский?

40. «Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать и так далее до самых темных глубин». – Как можно истолковать слова Ф. Кафки?

41. «Человек всегда приносит истину в жертву своему тщеславию, удобству, выгоде. Он живет не истиной, а фикцией». – Что сказал С. Моэм?

42. «Убейте Вашу совесть, советуют мудрецы, – это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни». – В чем Вы видите справедливость этих слов?

43. «Интеллигент – это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». – Что сказал Ю. Нагибин?

44. «Свобода, совесть, честь – причина самих себя». – Как Вы можете обосновать эту мысль философа?

45. Можно ли ложью открыть истину?

. – Обоснуйте этот тезис.

много?

48. «Те, кто придают столько значения фактам, оказываются в положении, когда не могут считаться с законами. Тот, кто видит факты, не видит законов». – Что сказал М. Пруст?

49. Не нравиться дурным людям – это похвально или нет?

, — высказываются наполовину, но до чуткого ума доходят целиком». – Каким образом?

51. «Философствовать, — говорил Цицерон, — это приготовлять себя к смерти». – В каком смысле?

52. Почему так поучительны ошибки мудрого человека?

53. «Лучшие наши друзья – наши враги». – В каком смысле?

54. Что для Вас значат слова: «Честь имею»?

55. «Плохо бывает до революции и после революции, а хорошо только в самый ее момент». – Как Вы это объясните?

56. «Если мы можем быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью». – Что может быть объяснением слов Монтеня?

57. «Бог раскрывается внутри творения» — Что сказал М. Хайдеггер?

58. «Человеку дан мозг, чтобы думать и выживать, но природа наша слаба и сменится еще не одно поколение, пока мы научимся понимать законы добра и зла. А мудрость – не хвост, не рука, не нога, в первый день у младенца ее нет, и неизвестно, будет ли. Она есть в искусстве. Счастлив тот, кто может угадать это в дни юности и познать в зрелости». – Как Вы можете объяснить эту мысль Л. Костомарова?

, а в дерзости»?

 

ДОПУСКАЕТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ТЕМЫ СТУДЕНТОМ, ПРИ УСЛОВИИ СОГЛАСОВАНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ.

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная.

. и доп. – М. : Проспект, 2010. — 588 с.

(ТУ), 2011. – 188 с.

НОРМА, 2008. – 928 с.

, 2008. – 829 с.

. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 574 с.

Дополнительная

, 2010. – 278 с.

. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 622 с. — (Золотой фонд российских учебников).

Инфра-М, 2009.

Мысль, 2000-2001

ед. М. А. Маслина – М. : Алгоритм, 2007. – 736 с.

Экзамен, 2005 – 528 с.

учебник / А. Ф. Зотов и др. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 688 с.

хрестоматия – М. : РАГС, 2006. – 768 с.

, 2009. – 1072 с.

АСТ, 2008. – 800 с.

Проспект, 2008. – 576 с.

Проспект, 2005. – 576 с.

Вспомогательная

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Образец титульного листа

Министерство образования и науки РФ

_______________________________________________

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ивановский государственный политехнический университет

_________________________________________________________

Кафедра философии и социально – гуманитарных дисциплин

Эссе на тему:

«Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.

 

Выполнил студент

____________ учебной группы

__________________________

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

(фамилия, имя, отчество)

__________________________

Оценка ___________________

 

Иваново 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *