Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки

Итоговая работа

по ИОЧ ИБ

Учителя музыки МБОУ СОШ № 85

Города Самары

Сентябрь 2012 года

по теме:

»

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..……….

Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы…..

…………………..…..

.

Воспитание среды урока музыки…

……………………………….……..

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Введение

 

и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспитания. Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идей внешне является выражением демократии, а по существу — отражением глубокого внутреннего кризиса, препятствующего российскому обществу выбраться из состояния углубляющегося духовного кризиса.

людей, истинных граждан своей страны, к патриотической идее, не раз спасавшей Россию в труднейшие времена. Именно эта идея всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.

1.2. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы

 

, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

ого смысла и значения патриотической идеи.

, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними (19).

, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности (8).

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений о жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

пекты.

отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

­ного возраста и др.).

­является чувство гордости от того, что все это — твоя Родина (15).

­ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

   

­бенно среди молодежи, по таким причинам, как:

жизненною уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т.д. (11);

• усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших социально-экономических ценностей, преобладание негативных, асоциальных мотивов в поведении, приспособление к изменившимся жизненным условиям, прежде всего в материальном плане, и нередко противоправным путем.

­ниями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

­но-нравственного обогащения;

ной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;

тия, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;

ной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;

ный патриотизм — в его духовности.

стное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству (6).

тания патриота (12).

воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

   

­тания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

ем внеклассных и внешкольных мероприятий;

   

­са и на новое понимание основных педагогических понятий;

­ческой атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:

координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

ципов и качеств личности.

в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенка меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным.

задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

 

Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

патриотизма младших школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

«Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» — пишет Е.Д. Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов.

 

 

 

 

чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

:

в том числе и фольклорной.

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

:

в том числе и фольклорной.

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности

Народная педагогика – совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.

В народной культуре знания человека о мире передаются бесписьменным, устным способом, что является важнейшей особенностью. Традиционная народная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей в такой культуре обеспечивается самим укладом жизни человека традиционного общества.

Народная культура охватывает множество понятий, например: народ, культура, образование и их взаимосвязь.

Народ – всесословная духовно-нравственная общность многих поколений, устойчивость которой во времени и пространстве обеспечивается культурой.

Истоки современной культуры находятся в народной культуре, поэтому нашему обществу необходимо восстановить связи с ней.

Культура народа – непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми сущности человека, законов природы и общества; способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях. Это – коллективная форма народной исторической памяти.

самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, тем самым обеспечивая народу историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры.

вывод о том, что народ и его культура взаимно созидают друг друга.

Образование же в этом вечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которой состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Для этого любая система образования, создает культурно-исторические механизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапа жизни народа. Широким полем деятельности в этом отношении должна стать общеобразовательная школа и в первую очередь ее младшее звено. Раннее приобщение детей к фольклору и фольклорным праздникам даст ожидаемый результат. В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.

праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Научные исследования народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Каменский родоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, — писал он, — имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.

прежде всего часть духовного богатства нации. В последних книгах Сухомлинского, во всех последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.

поражает многосторонностью и разнообразием. Народоведение — комплексное изучение быта, нравов, духовной культуры, психологии русского народа, объединяло фольклористические, этнографические интересы ученого. Детский фольклор и быт составили ту принципиально важную область народоведения, на которой сфокусированы основные исследовательские направления и разработки Г.С. Виноградова. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов, выдвигал новаторские идеи о проведении с детьми повседневных фольклорно-этнографических наблюдений, обосновывает целесообразность изучения детского фольклора в школьном курсе словесности.

Таким образом, мы видим — данная проблема затрагивает многих известных ученых, а изучение традиционной культуры продолжается более двух веков. И в наше время изучению народной культуры в школе уделяется внимание, так как роль патриотического воспитания велика. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

Можно сделать вывод, что проблема изучения народной культуры в школе затрагивает не только многих известных ученых, но и учителей разных школ. А именно такие формы народной педагогики как фольклорные праздники приобщают к истокам народной культуры.

Заключение

 

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

­ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

­является чувство гордости от того, что все это — твоя Родина

представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

других.

Список литературы

 

Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.

Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений — Москва, 1991. 309.С.

Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.

Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.

, 2000г.с. 320.

И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.

Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.

“Искусство в школе 1994 № 2 С.11

Назаров Л. Введение в песенный фольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22. 2000 № 1 С.15.

Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 2001.- 310.с.

. Общества 1994.-89.с.

.           Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с.

Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

24.           Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

М.-1993. – 236с.

, 2005. – 282с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *