Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе

патриотизма на уроках литературы

и во внеклассной работе.

 

Учитель русского языка и литературы

г. Краснодара

Наша страна сегодня переживает непростые времена, когда геополитические противники России делают всё возможное для её ослабления, применяя различные методы: от экономических санкций до попыток вызвать массовые беспорядки на улицах наших городов.

   В этих условиях как никогда ранее важное значение приобретает патриотическое воспитание молодежи. И здесь очень важна роль школьного образования, позволяющего подрастающему поколению узнать и принять культуру и историю собственного народа. Эта задача решается в ходе изучения самых разных предметов, от географии до обществоведения, но несомненно, что ведущая роль принадлежит истории и литературе.

   В процессе изучения литературы тема патриотизма является постоянной, начиная от знакомства с историческими былинами и «Словом о полку Игореве» и заканчивая обзорными уроками, посвященными современной российской литературе. Поскольку изучаемый материал огромен, я остановлюсь на некоторых узловых моментах.

Я считаю, что тема патриотизма наиболее полно раскрывается в уроках, посвященных изучению творчества М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, а также творчеству советских поэтов и писателей периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

М.Ю. Лермонтов создал нерукотворный памятник героям русско-французской войны в поэме «Бородино». Её изучение, одновременно с определенными элементами реконструкции этой битвы на уроках литературы, вызывает неподдельный интерес у учеников, позволяет им на уровне эмоционального восприятия узнать подробности одного из важнейших сражений в русской военной истории, выработать личностное отношение к его героям и осознать свою связь с предшествующими поколениями.

При изучении романа «Герой нашего времени» воспитанию патриотизма способствует изучение образа Максима Максимовича, в собирательном образе которого М.Ю. Лермонтов выразил лучшие черты настоящего русского офицера, повседневный героизм которого обеспечил закрепление Российской империи на Кавказе.

Великобритании, Франции, Турции и Сардинского королевства на Крым. Эта тема тем более актуальна в свете недавнего возвращения Крыма в состав Российской Федерации.

Сергеем Федоровичем Бондарчуком, что позволяет наглядно представить героев и события, описанные в романе.

Александра Твардовского, Михаила Исаковского, Бориса Полевого, Александра Фадеева позволяет ученикам понять, что чувствовали их деды и прадеды, научиться любить свою Родину так же, как они. Сочетание изучения с прослушиванием песен военных лет, просмотром фронтовой кинохроники позволяет выработать ученикам собственное эмоциональное отношение к изучаемому материалу. В качестве серьезного подспорья в изучении этого периода я использую просмотр фильма «Молодая гвардия», снятого Сергеем Герасимовым в далеком 1948 году. Ученики получают возможность увидеть своих сверстников в тяжелейших обстоятельствах военной поры, задать самим себе вопрос, смогли бы они действовать так же.

писателей и поэтов.

собственных дедов и прадедов, переживших войну.

Во внеклассной работе я бы выделила следующие моменты: 1) привлечение ветеранов к её проведению, поскольку живой рассказ участника событий для учеников интереснее скучного текста; 2) большую роль местного патриотизма, связанного с изучением истории своего края и своего города. Здесь большую роль играет посещение этнографического комплекса «Атамань» в Темрюкском районе, посещение музеев. Ещё одной формой воспитания патриотизма является проведение внеклассных занятий на тему «Знаешь ли ты, в честь кого названа твоя улица?».

   Думаю, что в деле воспитания патриотизма есть ещё немало резервов, которые можно использовать.

 

:

— http://www.proshkolu.ru

Сайт «Педсовет» — http://pedsovet.org

Сайт «Первое сентября» — http://1сентября.рф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *