Теоретич материал к ПЗ №1

ю №1

» (1 час)

 

Тема 1. Педагогика и педагогический процесс

едагогический процесс: система и структура, закономерности, этапы, инновации)

Педагогика

». Педагогика – это (в традиционном понимании) теория и практика воспитания, в современном – система наук об общих закономерностях воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования людей, о формах и методах специально и социально организованных педагогических воздействий.

– закономерности, факты, механизмы воспитания, образования, обучения и развития людей

Система педагогических наук

. Методика преподавания различных дисциплин.

: философия, психология, социология, история, физиология, юриспруденция, этнография, кибернетика и др.

Современная педагогическая наука, занимаясь интенсивными исследованиями проблем содержания, форм, методов воспитания, конструируя различные технологии образования и обучения, в центр внимания ставит развитие личности на основе общечеловеческих ценностей. А это значит, что основная цель педагогики — всемерное способствование цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества, создающего условия для этого.

Задачи педагогики:

проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам, разработка педагогических теорий, практических рекомендаций и содействие проведению их в жизнь

создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности его граждан, разоблачение антинаучных подходов к воспитанию и образованию

обеспечение единства, взаимосвязи и преемственности деятельности всех педагогических институтов и учреждений общества

разработка форм, методов, средств и технологий педагогической работы по успешному решению задач воспитания, образования, обучения и развития подрастающего поколения и всех граждан различных возрастных и социальных групп

приоритетная разработка проблем нравственного, гражданского, правового, этнокультурного воспитания, обусловленных особенностями современного мира

предвидение педагогических последствий условий жизни людей в конкретном обществе, принимаемых государственных решений, состояния педагогической сферы общества, её институтов

разработка педагогической системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, специалистов разных областей, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность и требует проявления педагогической осмотрительности, такта и компетентности

подготовка научно-педагогических и педагогических кадров для работы в образовательных и воспитательных учреждениях и вне их стен

Основные категории педагогики

Содержание этих категорий является историческим феноменом и определяется теми культурными идеалами и ценностями, которые сложились в обществе.

– обогащение человека системой фундаментальных (глубоких, научных, систематизированных, разнообразных) знаний и соответствующих умений, качеств и способностей, отвечающих современному уровню культуры и цивилизации.

Образование

обеспечивает максимально высокий уровень миропонимания, формирование научной картины мира в сознании человека, понимание смысла жизни, людей и общества, себя и своего места в мире,

развивает потребность в разумном мышлении, самообразовании и самосовершенствовании,

вооружает умениями и способностями к творчеству и созиданию.

-аксиологическая основа построения человеком своих взаимоотношений с миром.

– формирование важнейших социальных качеств человека как личности, гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей (духовных, нравственных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, правовых, культурных, эстетических, этических, трудовых и др.), а группы — как социальной ячейки общества.

Воспитанием достигается

подготовка человека к жизни в социуме – в обществе, в семье, в коллективе, к цивилизованному поведению

формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, к людям

обучение цивилизованному удовлетворению своих потребностей

уважение к законам, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям.

и цивилизованности.

– формирование у обучающихся знаний, навыков и умений по отдельным вопросам жизнедеятельности, труда, учебным предметам и комплексам, сферам окружающего мира и жизни, видам деятельности.

преподавание, в ходе которого происходит передача и трансформация системы знаний, умений, опыта деятельности

учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

-инструментальная.

личности, группы людей.

особенности индивида, имеющие значение в труде и в жизни (а не социальную ориентированность личности в целом).

В реальности воспитание, образование, обучение и развитие как педагогические явления тесно связаны.

Воспитание способствует успехам образования, обучения и развития.

Образование осуществляется в единстве с обучением, воспитанием и развитием.

В ходе обучения происходит воспитание, образование и развитие.

Развитие зависит от воспитания, обучения и образования.

Педагогический квадрат

Соотношение категорий педагогики

В отечественной педагогике существуют две парадигмы, их условно можно назвать:

«воспитательная», отдающая приоритет воспитанию перед образованием

«образовательная», включающая в себя процесс воспитания

Основные понятия педагогики:

Педагогическая действительность

Педагогическая система

Педагогический процесс

Педагогическая технология

Педагогическая диагностика

Педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность

— это реально, объективно существующие (независимо от признания, понимания или желания кого-то) в жизни и деятельности каждого человека и человеческих сообществ разнообразные педагогические явления (педагогические факты, закономерности, механизмы).

и технологиями, учениками-победителями на олимпиадах по математике и тому подобное.

это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

: — совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

— процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности воспитанника. Это сложнейший процесс, стоящий из множества компонентов – воспитательных, дидактических, социально-педагогических взаимодействий.

-образовательные цели, осуществляемая педагогическими средствами и методами и приносящая определённые результаты.

Методологические принципы педагогического исследования

принцип социальности

инцип развития, историзма и современности

принцип системности

принцип единства личности, среды, деятельности и поведения

принцип педагогически эффективной активности личности

принцип гуманности и цивилизованности

принцип педагогической предметности

.

Методы научно-педагогического исследования

Организационные методы:

изучение состояния проблемы

разработка научной гипотезы

Методы сбора данных:

хронометраж, документирование, видеосъёмка, аудиозапись

педагогическое наблюдение

педагогический анализ биографий

педагогический анализ ситуаций, фактов

педагогическая беседа и интервьюирование

анализ педагогической документации

анализ и оценка результатов деятельности (выполнения заданий, контрольных, графических и творческих работ, контрольных опросов, лабораторных работ и т.п.)

анализ, обобщение педагогического опыта

анкетирование

самонаблюдение, самоотчёт, самоанализ, самооценка

экспертный анализ и оценка

педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка)

педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная работа, сочинение, замер времени выполнения действий, определение особенностей и развитости интеллекта, памяти, способностей и др.)

социально-педагогический метод (изучение группы как коллектива, настроений и взаимоотношений в ней, лидерства, круга общения, условий жизни, содержание досуга и др.)

сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного метода и сравнение его с нашим)

педагогический эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий, контрольный)

Методы обработки полученных данных

, статистическая оценка, составление таблиц и графиков)

, синтез, педагогический анализ собранных данных)

Интерпретационные методы

каузальный (констатация и объяснение обнаруженных причинно-следственных связей и зависимостей)

оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы)

структурный (выявление составных частей-элементов исследованного явления, их вертикальных и горизонтальных соотношений по уровням его структуры)

функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в системе отношений с более крупной системой, а также функций её собственных структурных элементов)

генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденций)

.

.

— совокупность взаимосвязанных, согласованно, как единое целое, функционирующих людей, педагогических и иных по своей природе (психологических, управленческих, организационных, материальных и др.) явлений (подсистем, свойств, качеств, элементов), сказывающихся на достижении требуемого педагогического результата и целенаправленно используемых для этого.

Педагогическая система создаётся для осуществления педагогического процесса. Педагогический процесс осуществляется в системе.

Система имеет свою конструкцию, организацию, набор структурных элементов с их рациональными взаимоотношениями. Специфика макроструктуры педагогической системы – в единстве её подсистем: воспитательной, образовательной, обучающей, развивающей. Так, работа вуза будет полноценной, если в ней представлены все эти элементы. Микроструктура педагогической системы включает в себя такие подсистемы как субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающийся), цель и задачи работы, теоретические и практические основания, содержание, организационное обеспечение, условия, контроль и коррекция.

Педагогический процесс

– это:

— произвольно вызванное или стихийно возникшее движение в виде сменяющих другу друга педагогических действий, явлений, их изменений, ведущих к педагогическому результату.

— развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств обучающихся.

Главные характеристики педагогического процесса – целостность, общность, единство.

как системы (по Б.Т. Лихачёву)

целенаправленная педагогическая деятельность

педагог

ученики (воспитанники)

содержание педагогического процесса

организационно-управленческий комплекс (формы и методы воспитания и обучения)

педагогическая диагностика

критерии эффективности педагогического процесса

организация взаимодействия с природной и общественной средой.

Закономерности педагогического процесса

Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущих этапах: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

наследственности;

воспитательной и учебной среды;

включения в учебно-воспитательную деятельность;

применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Эффективность педагогического взаимодействия зависит от:

интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

Продуктивность педагогического процесса зависит от:

действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

интенсивности и качества чувственного восприятия;

логического осмысления воспринятого;

практического применения осмысленного.

Эффективность педагогического процесса определяется:

качеством педагогической деятельности и

качеством собственной учебно-воспитательной деятельности.

Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены:

потребностями общества и личности;

возможностями (материально-техническими, экономическими и др.) общества;

условиями протекания процесса (духовными, моральными, эстетическими, санитарно-гигиеническими и др.).

Этапы педагогического процесса.

Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами являются подготовительный, основной и заключительный.

этапе создаются необходимые условия для протекания процесса и решаются важные задачи:

— целеполагание (обоснование и постановка цели),

— диагностика условий и обстоятельств (сбор информации о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их подготовки и т.п.),

взвешиваются и рассчитываются параметры процесса, возможные достижения и т.п.),

— проектирование и планирование развития процесса (создаётся проект организации процесса, который после доработки воплощается в план – план воспитательного процесса в вузе, план изучения дисциплины, план занятия и т.п.).

обучаемых; обеспечение связи с другими процессами. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль. Важную роль играет обратная связь, в том числе текущий контроль.

Он необходим для того, чтобы в будущем нее повторять ошибок. Педагогический процесс нуждается в постоянном мониторинге – отслеживании развития и продуктивности процесса. Подведение итогов выражается в оценках и качественном анализе результатов деятельности.

Педагогические инновации

ного. В общем смысле под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результат учебно-воспитательного процесса. Это идеи и процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогического процесса.

Западная школа развивается экстенсивным путём, опираясь на информационные технологии, на индивидуализацию и дифференциацию работы.

К общим педагогическим инновациям относят:

и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;

гуманистическую педагогику во всей совокупности её теоретических положений и практических технологий;

основанные на приоритетах духовности и новых идеях о механизмах воспитания подходы к организации и управлению педагогическими процессами;

, массовой коммуникации.

 

 

 

7

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *