педагогика ненасилия

 

И ЕЕ СОВРЕМЕННВЕ ТЕНДЕНЦИИ

Педагогика ненасилия. Современные подходы.

и демократизации общества. В Конституции РФ закреплено право каждого человека на свободу: «никто не может подвергаться насилию или другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». А между тем насилие не уменьшается, а приобретает все большие масштабы

Основополагающими принципами государственной политики России в области образования является его «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам человека…».

овладение идеей ненасилия как ценностью, и соответствующее отношение к действительности, и реальное поведение».

Несмотря на провозглашение в качестве приоритетных ценностей образования ценность самого ребенка, его право на свободу, в реальной практике школ все еще широко распространено насилие над детьми, их духовное и физическое принуждение, осуществляемое как в скрытом, так и в открытом виде.

Педагогические конфликты, не всегда решаются конструктивно и приводят к детским неврозам, психическим расстройствам и стрессам.

были связаны с поиском новых идеалов духовности, вниманием к проблемам взаимосвязи общечеловеческого и национального воспитания, к интенсивной разработке теоретических основ «новой ненасильственной педагогики», к созданию «свободных школ».

Особенно важно изучение идей и опыта тех лет в современных условиях, когда в обществе происходят похожие процессы и явления. Историческая аналогия этих двух эпох вполне допустима и делает актуальными исследования существующей тогда традиции ненасилия в русской педагогической мысли.

, А.Г.Козловой, в которых рассматриваются ее основные понятия, ведущие принципы, современные ненасильственные образовательные технологии. Однако исследование традиции ненасилия в русской педагогике 60-х годов XIX — начала XX вв. не получило в них освещения.

, Ф.А.Фрадкина. Взглядам К.Э. Циолковского на проблему ненасильственного воспитания с позиций «космической педагогики» посвящены работы С.Н.Касаткиной.

, Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Л.Г.Захаровой, Н.Д.Никандрова, посвященные изучению вообще духовно-нравственных традиций культуры и образования в России. Но и в них процесс становления и развития традиции ненасилия в рассматриваемый нами период представлен не систематично и не в целостном виде.

и др.; описанию управления поведением человека с позиции насилия и ненасилия у

по гуманистической психологии как одного из направлений «движения за ненасилие».

».

тенденцию построения своей жизни он выберет — разрушительную, насильственную, или созидательную, ненасильственную, несущую в себе наименьший заряд принуждения и сделает этот выбор сознательно и компетентно.

, Л.Н.Толстой, Н.К.Рерих и др.)

воспитания человека, «гражданина Вселенной», формирования у него духовно-нравственного отношения к окружающему его миру.

В качестве одного из важных в плане нашего исследования выступает понятие «культура ненасилия», сущность которой заключается в овладении человеком идеями ненасилия как ценностью, проявляющейся в соответствующем отношении к действительности, в поведении, исключающем насильственные нормы взаимоотношений.

в современной школе все еще преобладают методы авторитарной педагогики. На основе изучения данных социологических опросов учащихся, заключений врачей и психологов, можно сделать вывод о том, что в последние годы отмечается рост насилия над детьми со стороны учителей, известны случаи таких взаимоотношений, которые доводят школьников до самоубийства. К распространенным формам школьного насилия относятся:

в современных условиях все больше становятся многонациональными, однако культура межнационального общения остается еще на низком уровне: дети других национальностей подвергаются откровенному насилию, как физическому, так и моральному.

», оказывающее свое негативное влияние на детей (телевидение и Интернет с их боевиками, фильмами ужасов, триллерами, компьютерными играми, содержащими огромное количество сцен насилия).

среды, отказ от принуждения и насилия во взаимоотношениях участников педагогического процесса, является сегодня одной из актуальных жизненных и педагогических проблем.

педагога должна быть сформирована позиция ненасилия, только тогда он будет способен: не раздражаться, быть эмоционально устойчивым, обладать позитивной открытостью, преодолевать собственный эгоцентризм, быть терпимым к мнению другого человека, сдерживать свою агрессивность и формировать в собственном сознании намерения, связанные с ненасильственными действиями, позитивно оценивать детей, снижать у них уровень тревожности, напряженности и страхов.

Педагогика ненасилия, возникшая в русле гуманистической педагогики, пытается найти свои подходы к пониманию проблемы педагогического взаимодействия, определить позиции каждого из участников педагогического процесса, увидеть роль и место контактного взаимодействия в процессе целостного саморазвития как обучающегося и обучающего.

. и др., в которых в качестве ключевого понятия выступает «педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе», которое определяется, как взаимное воздействие педагогов и учащихся друг на друга, в результате чего осуществляется их личностный рост и развитие. Важно, чтобы педагог был нацелен на личностную модель взаимодействия, дающую возможность снизить уровень принуждения в образовательном процессе, предлагая сотрудничество в качестве способа разрешения противоречий между участниками взаимодействия.

 

Исторический аспект.

нормативов, складывающихся в общественных формациях в различные исторические эпохи.

» («прекрасно-доброго»).

С гуманистических позиций определялись цели и задачи воспитания.

(Я.А.Коменский). Получает свое обоснование теория естественного и свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо.

характер стимулирования детской самодеятельности.

для становления педагогики ненасилия, можно выделить: идею о природных особенностях развития ребенка; о различии природы ребенка и взрослого; о воспитании как помощи саморазвитию ребенка; о необходимости свободного воспитания и др.

, неповторимость человеческой личности, наметился поворот к психолого-педагогическому обоснованию педагогического процесса, зарождались новые теории социального воспитания.

педагогического знания, что послужило стимулом для дальнейшего развития традиции ненасилия в педагогике.

школах Р.Штайнера, иллюстративных школах А.Лая и др.

Несмотря на отдельные крайности, односторонние увлечения, взаимное неприятие, поиски универсального метода, все рассмотренные педагогические течения этого времени отличались своей гуманистической направленностью, заботой о ребенке, создании условий для его саморазвития и самовоспитания. В сотрудничестве, отказе от всякого принуждения и насилия по отношению к ребенку как уникальному «микрокосму», представители зарубежной педагогики видели высший смысл и назначение педагогической науки.

Гуманистические теории западноевропейской педагогики оказали сильное влияние на развитие традиции ненасилия в отечественной педагогике, вместе с тем имевшей свои характерные особенности и тенденции.

Отечественное направление в педагогике ненасилия.

значение придавалось детской самодеятельности как движущей силе развития ребенка.

Народная педагогика отражала реальные противоречия процесса воспитания. Не отрицая наказания, она предупреждала о тех негативных последствиях, к которым они могли привести, и противопоставляла им ненасильственные методы воспитания, рассматривая их как наиболее эффективные: «Бить добро, а не бить пуще того», «Умный ребенок боится грозы, а глупый лозы».

христианства (X в.) произошло соединение духовно-нравственных традиций народной и православной педагогики с ее идеалами Веры, Любви, Мудрости, Добра, нравственного совершенствования.

Народная педагогика на православной духовно-нравственной основе приобретала новые ценностные ориентации — воспитание человечности в личности, направленность ее деятельности на общую пользу.

и др.).

и их оппонентов, стоящих на революционно-демократических позициях.

предназначения человека они связывали с «надлежащим воспитанием и просвещением науками и знаниями», рождающими и возвышающими «свободный дух» личности.

истории нашего государства характеризуется пробуждением национального самосознания, «вольнодумством», что не могло не отразиться на дальнейшем развитии традиции ненасилия в образовании.

Идеалу «верноподданного», зависимого гражданина противопоставлялся идеал свободного человека с чувством собственного достоинства и чести. Рассматривая свободу как высочайший дар, мыслители соединили ее с идеей «быть человеком».

Педагогическая мысль рассматриваемого периода определила дальнейшую направленность развития традиции ненасилия в воспитании, подготовила общественно-педагогическое движение 60-х г. XIX в., представители которого связывали успех «великих реформ» с просвещением, его доступностью, направленностью на воспитание свободной личности.

ельзя не признать, что отечественная педагогическая мысль развивалась в русле европейской педагогической культуры. Вместе с тем, для нее были характерны свои национальные особенности и тенденции, связанные с традициями народной и православной педагогики.

в качестве методологической основы выступал принцип ненасилия. Интенсивная разработка «новой, научной педагогики» способствовала тому, что она начала формироваться в самостоятельную область научного знания.

жизни». Вторым источником служило обращение к гуманистическим идеям западноевропейской педагогики как научно обоснованной.

деале свободного человека. И хотя Пирогов не создал своей педагогической концепции, его взгляды получили высокую оценку современников за то, что он «посмотрел на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопросы школьной дисциплины, правила дидактики и физического воспитания, а глубокие вопросы человеческого духа — вопросы жизни» (К.Д.Ушинский).

х.

развивали идеи ненасилия в «космической педагогике», суть которой видели в воспитании «гражданина Вселенной», человека разумного и глубоко нравственного, способного создать не только на Земле, но и в Космосе «вечную жизнь» без насилия и страданий.

В условиях научного прогресса на рубеже веков они стремились определить место «новой педагогики» в системе наук, уточнить ее собственный предмет и особенности, теоретически обосновать накопленные к тому времени знания о воспитании, обучении и образовании. В результате было создано немало самых различных теоретических концепций, претендовавших на научное объяснение педагогического процесса и его закономерностей.

Несмотря на многообразие и специфику каждой из созданных в рассматриваемый период педагогических теорий, всех их объединило то, что в них принцип ненасилия рассматривался в качестве основополагающего. С позиции ненасилия определялись цели и задачи «новой педагогики», содержание и методы. Педагогический процесс рассматривался как процесс, сосредоточенный на ребенке, направленный на воспитание свободного, а значит «истинного» человека.

Они искали такие способы работы с детьми, которые стимулировали бы проявление их индивидуальности в свободном (без какого-то ни было принуждения) общении и деятельности.

выступает ненасилие, ценность индивидуального человека, его внутреннего мира, его свободы, что нашло отражение в разработанной им «Декларации прав ребенка».

Отмеченные выше педагоги были не только теоретиками, но и создателями новых «свободных» школ, пытались воплотить на практике идеи ненасилия в педагогическом процессе, доказывая их преимущество.

. XX вв., как и в настоящее время, ненасилие рассматривалось в качестве важнейшей социальной и психолого-педагогической проблемы. В современных условиях оно приобретает глобальное значение, так как связано с выживанием человечества. Особую роль призвано играть образование, направленное на воспитание у подрастающего поколения культуры ненасилия, сущность которой заключается в овладении человеком идеей ненасилия как ценностью, формировании у него соответствующего отношения к действительности и реального поведения, исключающего насильственные проявления.

отрицающий принуждение как способ решения нравственных, межличностных проблем и конфликтов. Ключевым понятием в педагогике ненасилия выступает педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе. В качестве основных принципов такого взаимодействия выступают: принцип позитивной открытости учителя по отношению к ученикам и своей личности; принцип субъективной свободы в выборе содержания, методов и форм деятельности; принцип сотрудничества; принцип снижения тревожности и страха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеева, Л.С. Проблемы жестокого обращения в семье Текст./ Л.С.Алексеева // Педагогика — 2006. — № 6. — С. 43-52.

.

Пб. и др.: Питер, 2001. 282 с.

и др. — М.: Педагогика, 1985. — 367 с.

Педагогика, 1990. — 608 с.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *