Педагогика здоровья Дипломная работа Сурагина Е.А.

 

 

педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека

_________________________________________

 

 

работа

 

Формирование здорового образа жизни учащихся

в условиях подготовки к реализации инклюзивного образования в школе

(на примере уроков изобразительного искусства)

 

 

 

Исполнитель:

Екатерина Александровна, слушатель курсов

по программе переподготовки «Педагогика здоровья»

 

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

профессор С.В. Алексеев

старший преподаватель М.А. Резников

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

.

взглядом на качество жизни всех субъектов образовательного процесса.

в возрасте до 18 лет, с учетом свободного выбора места обучения (образовательного учреждения) и формы получения образования.

 

.

.

.

.

.

Предмет исследования – работа педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.

предстоит решить следующие задачи исследования:

.

.

на уроках.

Гипотеза исследования: процесс педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни будет эффективным при условии, если:

.

ть условия для формирования здорового образа жизни.

3. Совершенствовать формы работы педагога по формированию здорового образа жизни.

]

;21]

.

на здоровый образ жизни.

, создать благоприятную атмосферу на уроке, снять напряжение и привить желание вести здоровый образ жизни.

риложения.

 

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1 Основы здорового образа жизни школьников

 

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

». На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно не только отсутствие болезни; смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к жизни, а также о его адекватности.

.

]

тей, в том числе и биоритмов.

6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

 

 

 

 

 

рный распорядок дня школьников

7-9 лет

10-12 лет

13-14 лет

15-16 лет

22.00-7.00

 

позднее — в 22.30.

сопротивляемости организма.

.

, алкоголизма.

сокая медицинская активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 вопросу о гигиене умственного труда учащихся

 

]

2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При таком роде деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

50 мин.

только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта, то музыку может ускорить это. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

спиной прямую линию.

[13]

после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступает утомление.

умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

ия физическими упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

технологий, используемых учителем на уроках изобразительного искусства

 

технологий.

[18]

]

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

, что помогло бы создать условия для повышения качества образования?

технологии.

технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

Норма – не менее трех;

4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

чащихся к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

РОДИТЕЛИ+ УЧЕНИК+ УЧИТЕЛЬ+ ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ (врач, психолог, социолог).

.

Учитель должен обеспечить:

— связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; не получить плохую отметку и др.);

— творческий характер урока;

я самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении;

— оптимальное использование наглядных средств обучения;

— психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока;

— получение школьниками удовольствия от процесса обучения (что не исключает неизбежных переживаний по поводу отдельных неудач);

: Работай душой и умом, делай, так как хотелось, чтобы так делали Вам и Вашим детям. И тогда здоровье будет и у Вас и у ваших учеников, а выполняя все рекомендации, которые были вами, услышаны, приведут к тому, что качество знаний у детей возрастет.

позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка)

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).

заданий. Воздушно-тепловой и световой режим во всех кабинетах полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения.

технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке.

и здоровому образу жизни направлено на самоопределение, самореализацию ученика на основе его внутренней профессиональной мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

]

технологии на уроках — задача особой важности для преподавателей. Задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, слушание, ответы на вопросы, творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

.

]

 

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

 

недостаточно для формирования здорового образа жизни. Обязательной составляющей тематических уроков является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков.

.

т к более активному ее применению.

ситуаций, готовить доклады и т.д. Важным элементом подобной работы является организация проектной деятельности школьников. Она стимулирует школьников к самостоятельной работе, развивает их творческий потенциал, способствует активному усвоению знаний.

образовательной деятельности по следующим общеобразовательным программам:

 

уровень (ступень)

образования

направленность (наименование)

образовательной программы

вид образовательной программы (основная, дополнительная)

 

2

3

4

1.

Начальное общее

общеобразовательная

основная

2.

Начальное общее

вид)

основная

3.

Основное общее

общеобразовательная

основная

4.

Основное общее

вид)

основная

5.

Среднее (полное)

общее

общеобразовательная

основная

2 года

.

демонстрируются различные способы подхода к этой актуальной на сегодняшний день теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение изобразительного искусства для образования исторически и научно доказано. Выделяются следующие функции этого предмета в системе общего образования:

Развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

Развитие художественно-графических умений и навыков;

Развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

Воспитание зрительской культуры;

Возможное раскрытие начал профессиональной художественно-изобразительной деятельности.

технологий.

располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.

]

образовательные технологии?

]

методах и приемах, которые используются мною на уроках изобразительного искусства.

.

не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого.

]

Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.

ся.

), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

?

можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.

]

в образовании.

, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

(Приложение 2)

И вот к каким выводам я пришла.

гармонии – появились несвойственные природе материалы: пластмасс, пластилин и другие. Естественно, что многие детские игрушки стали делать из пластмассы – они легче и прочнее. Но в ходе научного эксперимента было доказано, что дети, которые играли игрушками из природных материалов, были менее агрессивными, жестокими, меньше страдали аллергическими заболеваниями. У меня на уроке одна ученица про глину так и сказала: “Она нежная и теплая, как мама”.

Во-вторых, лечение глиной – один из методов естественного лечения кожных и других заболеваний. Тысячу лет назад Авиценна в своем “Каноне” подробно описал свойства глины, ее воздействие на все живое и способы лечения глиной заболеваний различных органов.

В-третьих, лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

]

культуры.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

задуматься”.

.

крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

цели.

вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков…..», о поведении в местах повышенной опасности, о предотвращении ДДТТ.

(Франция).

ознакомления потребителей с товарами, услугами.

(Приложение 3)

ы Эрмитажа, где представлены во всём многообразии греческие вазы с изображениями атлетических фигур бегунов, дискоболов, борцов античности, восхищающих нас до сих пор.

, где работали гончары.

технике.

стиль.

школьников к занятиям спортом. (Приложение 4)

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);

игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);

диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;

ролевые игры.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

)

нормы, характерные для того или иного народа.

[55]

)

)

средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.

) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

с помощью карандаша или ручки. Рисунок показывает отношение к миру и жизни самого рисующего, а также рассказывает о его переживаниях.

рисунке. Рисующий также отдает часть самого себя, часть своей души и энергии — и это передается любому, кто смотрит на рисунок.

сигналы улавливает детский организм.

незаметно, и с виду ребенок выглядит вполне здоровым. Вот тут как раз многое сможет рассказать рисунок на свободную тему.

вниманием!

у нас лингвистическими средствами».

показателя являются наиболее важными при оценке психологического, а иногда и физического состояния ребенка.

Известный советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказывает такую близкую мне мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)”. Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки.

важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы вышеуказанных технологий на уроках изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов педагогического эксперимента

 

позитивного отношения к здоровому образу жизни; повышение познавательного интереса к изобразительному искусству и творчеству; создание психологически благоприятной среды обучения.

технологий на уроках ИЗО.

(Приложение 1)

[55]

(Приложение №7)

[29]

розовый).

).

ветами.

ходили непосредственно к рисунку.

».

испытывают радость и азарт от проделываемой работы; скованность уступила место мечтам и фантазиям; появилось сострадание, дружелюбность, доброжелательность, уважение; утомление и усталость сменила бодрость.

 

и здоровья в целом.

человека посредством удовлетворённости своей творческой деятельностью. Это и есть основа гармонизации внутреннего мира человека.

Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

 

Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.

Выводы по второй главе.

 

инфекционных заболеваний.

.

в отношении детей с ОВЗ, т.к. не все методы применимые к этим детям дают положительные результаты.

творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида), хотя динамика наблюдалась и у этих детей.

.

среды образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

бережно относятся к своему здоровью и ориентированы на здоровый образ жизни.

.

Результаты педагогического эксперимента по привитию ученикам знаний о физической культуре и здоровом образе жизни показали их положительное влияние на познавательный компонент отношения к физической активности и здоровья в целом.

человека посредством удовлетворённости своей творческой деятельностью. Это и есть основа гармонизации внутреннего мира человека.

Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей.

наше будущее.

И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, написанными детьми.

Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.

., доп.-М.: Физкультура и спорт, 1985.

.

.

КАРО, 2004. – 176 с.: ил. – (Модернизация общего образования).

.

.

.

.

.

.

 

.

.

// Школа здоровья. – 2001, №1.

Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. – М.: Просвещение, 1967.

.

М., -1956.

од ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — С. 5-328.

.

Пб.: Детство-пресс, 2000.- 135с.

.

исследования/Г.К.Зайцев.- СПб-1995.- 52 с.

.

.

.

, 1996.

13.00.01 / В. Н. Куликов. Киров, 2002.

, 2012. – 158, [2] с.

Лукьянова М. Развитие мышления школьников в учебном процессе/М. Лукьянова //Учитель. -2001.- №1. С.8-14.

в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

.: Речь, 2002.- 256с.

Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 524. 944 с.

.: Школа и жизнь, 1916. С. 36-49.

., 2003. С. 69.

А. А. Успешное завтра будущего первоклассника Текст. / А. А. Платонова // Начальная школа. 2005. — № 5. — С. 102-104.

№ 15.

.

таврополь, 2001. 210с.

.

47 С.

Пб.: Питер, 2005. 160 с.: ил. — («Исцели себя сам»).

образовательные технологии в работе учителя и школы Текст. / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.

.: Педагогика, 1980. — 384 с.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. 123 с.

.

240С.

.

.

Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.

, 2006. – 94,[2] с: ил.

.

Шевченко М. – Я рисую успех и здоровье.

.

.

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Приложение №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

Упражнения

Начальный этап

Области применения.

Развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях.

— Снятие тревожности перед выполнением работы.

, подобных иероглифам и т.д., в результате которых человек понимает, что он действительно может рисовать, открывает новое видение мира.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Работа с пластилином

Области применения.

— Для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т.д.

— В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

— Работа с собственными ресурсами.

музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.

если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

Работа с глиной

Области применения.

— Снятие тревожности, агрессивности.

— Управление своим эмоциональным состоянием.

Сжимание.

Разглаживание.

Формообразование.

Сплющивание

Работа с бумагой для создания коллажа

Области применения.

— Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.

— Отработка негативных чувств и ресурсов.

— Работа в команде – развитие сплочения.

— Развитие рефлексии.

, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.

, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.

, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Работа с бумагой и красками.

Области применения.

.

Осознание своих чувств, переживаний.

– Управление своими чувствами.

Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками.

друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица. Соломинку следует держать в нескольких сантиметрах от поверхности и дуть через нее на лист бумаги. Таким образом, можно получить неожиданные образы.

Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы.

Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название.

Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Окунуть старую зубную щетку в готовую краску и провести по щетине большим пальцем или другой жесткой щеткой.

 

игры на уроке изобразительного искусства.

Изображение и фантазия.

урок-игра.

семинар-практикум.

индивидуально-практическая.

свободное размещение готовых детских работ на общей плоскости (классной доске).

развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру путем изображения по представлению и воображению.

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.

Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.

Учить детей

преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;

чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму;

и миропонимания, выражая все через изображение.

Учить детей навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки различных видов: вальс, дождик, точка, запятая.

Зрительный ряд:

образцы выполнения различных видов мазков;

перчаточная кукла – заяц;

мягкая игрушка – кот;

яркий мешок.

Материалы и инструменты:

большие листы бумаги формата А3;

кисти;

гуашь.

 

Этапы урока:

I. Психологическое вхождение

Беседа с кукольным персонажем – зайцем. Учитель озвучивает роль зайца (перчаточная кукла на руке).

(Показывает детям мешок, к которому прикреплен свиток.)

– Ой! А тут что-то написано. Дети, я читать не умею. Кто прочитает?

– Ребята, хотите ли вы помочь мне узнать, что в мешке?

Все соглашаются.

II. Познавательный

Учитель проходит по рядам. Не заглядывая, дети опускают руку в мешок, предложенный зайцем. Они ощупывают предмет, запоминая его форму, стараются понять свои ощущения от прикосновения к поверхности предмета.

– Дети, вы догадались, кто спрятался в мешке?

Все высказывают предположения.

– А может, кто-нибудь из вас нам покажет его походку, повадки.

Дети пластикой тела изображают медведя, лису, зайца, собачку, подражая их характеру.

III. Практический

– Очень хорошо, ребята, а вот на бумаге вы сможете изобразить вашего героя?

– Да.

Учитель рекомендует работу начать без предварительного наброска карандашом, сразу кистью; просит детей вспомнить виды мазков, обращая внимание на образцы. По ходу работы детей индивидуально помогает приобретению навыков свободного владения кистью. Готовые понравившиеся зайцу работы прикрепляются на доску.

IV. Психофизическая разрядка

– Теперь, смотрите, кто из вас правильно угадал.

С этими словами учитель показывает огромного пушистого кота. Дети сравнивают с тем, что получилось на рисунках, кому-то удалось угадать спрятанную игрушку, а кто-то смог придумать что-то необычное, следуя своим ощущениям (рис. 1).

V. Итог урока

Литература

 

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Подвижные игры.

1) Упражнение «Буратино»:

Буратино потянулся,

Руки в стороны развел,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

 

2) Упражнение «Ванька-встанька»:

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

 

3) Упражнение «Утро»:

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

 

4) Упражнение «Стрелка»:

ладони касаются друг друга. Нужно встать на носки и очень медленно приседать. Далее нужно медленно вернуться в исходное положение. И так повторить 3 раза.

 

5) Упражнение «Дружба»:

Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад. Затем плавно опустить руки вниз, очерчивая ими круг, как бы обнимая этот большой прекрасный мир.

 

.

Это упражнение разработано доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.

которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево — вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет: №1 и №2 – коричневый, №3 – красный, №4 – голубой, №5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.

 

7) Упражнение «Стрельба глазами».

Нужно вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

 

Чтобы собрать внимание учеников и настроить их на работу на уроке я использую следующие игры:

1) Игра «Зернышко».

Правило игры: показать самый красивый цветок какого-либо растения или дерева.

Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени и опускают голову. Это исходное положение. Каждый из них – это «зернышко» какого-либо растения, дерева (вид растения определяем заранее). Затем считаю до десяти, и «ростки» начинают пробиваться, подрастать, и в конце счета распускаются и замирают. Моя задача: выбрать самый красивый цветок на сегодняшний урок.

Это упражнение помогает ученикам будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.

2) Игра «Перекрестные движения».

Правило игры: выполнять движения точно, иначе выбываешь из игры.

Под музыку выполняются перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот. Выставить руку и ногу вперед, в сторону, назад.

Такая игра активизирует оба полушария мозга, готовит к усвоению знаний.

3) Игра «Ленивые восьмерки».

Эта игра активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания детей.

Правило игры: нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, а затем обеими руками.

4) Игра «Картина».

Детям предлагается мысленно перенестись из класса в мир образов картины и совершить прогулку по изображенным на картине уголкам природы, интерьеру и т.п. Если есть время на уроке, можно «изобразить» картину, обыграть ее. Непременное условие этой игры: постараться ощутить на себе эмоциональную атмосферу картины, силу воздействия порой непривычного ее колористического решения, вставая на позицию того или иного героя произведения, пережить вместе с ним какое-либо событие или душевное состояние. Получается очень интересно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

».

, бум» мы попадаем в сказочное заколдованное королевство, где злой волшебник украл все цвета, кроме красного, желтого и синего (их спасла добрая фея), и заколдовал все сказочное королевство вместе с прекрасной принцессой. Детям очень хочется помочь принцессе, но они не знают, как это сделать. И вдруг с неба (это я незаметно обрываю ниточку) спускается голубь с письмом от старой доброй феи. В нем она рассказывает детям, как можно оживить королевство вместе с прекрасной принцессой: нужно с помощью волшебной палочки получить зеленый, оранжевый и фиолетовый цвета.

сказки Чайковского «Спящая красавица», представляя заколдованное королевство, оживающее вместе с прекрасной принцессой, освобождаясь от чар злого волшебника. Проснувшись, принцесса благодарит детей за помощь и дарит им на память очень важную тайну: с помощью 3 цветов (красного, желтого и синего) можно получить любые цвета; поэтому их называют основными. Принцесса просит ребят никогда не забывать эту тайну и всегда пользоваться ею в стране Рисовании.

 

«Сказка о мальчике Блике»

тщательно скрывал.

И вот однажды с ним произошла такая история. Сидя в своей мастерской, он в который раз пытался нарисовать яблоки. У него ничего не получалось, да и погода к этому не располагала – за окном лил дождь. Художник уже хотел выбросить свои работы, как вдруг сквозь тучи пробился тоненький солнечный лучик. А он услышал за своей спиной чей-то голосок: «А я знаю, почему у тебя ничего не получается». Художник не обратил на это внимание, подумав, что ему это показалось. А голосок опять: «А я знаю, почему у тебя ничего не получается». Тогда художник обернулся и увидел маленького мальчика в блестящем костюме, сидящего на его стуле.

«Ты кто?» — спросил его художник.

«Меня зовут Блик, а у тебя ничего не получается, потому, что ты не знаком с моей семьей» – ответил мальчик.

«Если хочешь, я тебе расскажу о ней» — проговорил Блик. Художник согласился.

«Так, вот слушай! Моего папу зовут Свет, а маму – Тень. Моя сестренка Полутень очень робкая, и всегда держится за руки папы и мамы. А вот это мой братишка Рефлекс. Он у нас шалун, поэтому он боится папы и всегда прячется за маму. А еще с нами живет бабушка – Падающая тень. Она настолько стара, что всегда лежит. Вот и вся моя семья. Попробуй нас всех изобразить на картине».

Художник сразу же сел за мольберт и на одном дыхании нарисовал натюрморт с яблоками, позабыв поблагодарить Блика за помощь. А когда вспомнил, и посмотрел в ту сторону, где сидел Блик, то там никого не оказалось. И тогда художник выглянул в окно, где уже ярко светило солнце, переливаясь всеми цветами радуги. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

 

 

 

7

 

ИЗО

 

Период

Показатели

5 класс общеобразовательной направленности

5 класс коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ

7 класс общеобразовательной направленности

7 класс коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ

5 класс общеобразовательной направленности

5 класс коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ

7 класс общеобразовательной направленности

5

 

 

 

7

 

ИЗО

 

Период

Показатели

5 класс общеобразовательной направленности

5 класс коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ

7 класс общеобразовательной направленности

7 класс коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ

5 класс общеобразовательной направленности

5 класс коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ

7 класс общеобразовательной направленности

5

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *