Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

иотического воспитания молодёжи на уроках литературы.

Что такое патриотизм?

.

«Слова о полку Игореве».

войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

.

его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

. Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у некоторых ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.

Воспитание в детях таких качеств, как человеколюбие, сострадание, патриотизм возможно на примере следующих произведений:

“Житие князя Александра Невского”,

Л.Н. Гумилёв “От Руси к России”,

Л.Ю.Лермонтов “Новгород”,

А.И. Герцен “Былое и думы”,

Д.Балашов “Господин Великий Новгород”, “Ветер времени”,

Г. Нарышкин “Каменная летопись – тревога наша”,

Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю задачу заставить учащихся серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и, предотвратить смерть невозможно?»

Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В.Быкова, учитель подводит ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.

говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале. (Роман Бондарева «Берег».) Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, и в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий, сдавленный крик мальчишки – немца: «Мама!» (Закруткин «Матерь человеческая»).

Таким образом, работая в 5-6-х классах, я ставлю перед собой следующие задачи: заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы,

— формирование устойчивой потребности в чтении патриотической литературы,

отребность в постоянном общении с историческим прошлым родного края, посредством краеведческого материала, историко-архитектурных памятников.

совместную работу:

— отбор произведений для литературного чтения,

— чтение и обсуждение тематики произведений,

— определение ключевых слов и понятий,

— посещение историко-архитектурных памятников, связанных с военным прошлым.

— усложнение отбора произведений о Великой Отечественной войне,

— дать учащимся круг знаний по военно-патриотической тематике,

— познакомить с важнейшими понятиями,

— выработать умения применять полученные знания на практике.

: самостоятельную работу учащихся с дополнительными источниками информации,

— использую такие формы работы, при которых обучающиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях – “учителя”, “консультанта”, “руководителя творческой группы”.

Такая работа позволяет ребятам обмениваться собственными мнениями, определять темы и идеи произведений, определять ключевые слова и понятия, влиять на формирование эстетического вкуса одноклассников, развивать их творческую активность.

классах на первый план выдвигается формирование бережного отношения к историческому прошлому России:

— возможность продолжения традиций наших дедов и прадедов,

-формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания и умения аргументированно её доказывать.

патриотизм, толерантность.

бразом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

 

 

Список использованной литературы

1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63

3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101

5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы — Дрофа, 2007, с 69(4)

7. «Практика административной работы в школе» №. 1, 2008 г

8. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *